Мадам Баттерфляй, Дж. Пуччини

Будем ли мы когда-нибудь уставать от «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини? История любви молодой гейши к американскому морскому офицеру продолжает нас очаровывать с момента её создания. Во время визита в Лондон Пуччини увидел пьесу Давида Беласко «Мадам Баттерфляй», и в тот момент, когда он покидал театр, решил, что именно эту историю он хотел бы воплотить в музыке.
«Мадам Баттерфляй» трагедия в такой же мере культурная, как и индивидуальная. Чио-Чио-Сан терпит презрение своей семьи, сохраняя веру, что её американский возлюбленный и законный муж, лейтенант Пинкертон, вернётся к ней. Но когда этот долгожданный день наступает, Пинкертон возвращается только для того, чтобы забрать своего маленького сына.
Для нас нет ни малейших сомнений в том, кому симпатизирует Пуччини. Он посвящает самые красивые страницы своей музыки Чио-Чио-Сан: нет прекраснее оперной арии чем “Un bel dì, vedremo”, в то время как интонации Пинкертона более грубые и напыщенные.
Пуччини с особой тщательностью работал над музыкой оперы, корпел над каждой нотой. В соавторстве с Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза, написавшими либретто для «Богемы» и «Тоски», Пуччини был одержим в своих исследованиях, решив, что его мелодии будут насквозь пропитаны Японизмом, – стилем, который он считал абсолютно аутентичным. Задача композитора, однако, была не просто эстетической: Пуччини призывает нас из-под слоёв японских костюмов и макияжа увидеть чистую невинную девушку Чио-Сио-Сан.
Премьера «Мадам Баттерфляй», проходившая 17 февраля 1904 года в театре Ла Скала в Милане, с треском провалилась. Бесспорно, Пуччини испытал настоящий шок после всех усилий, которые он вложил в своё детище. Композитор нашёл в себе силы победить отчаяние и приступил к редакции оперы. Три месяца спустя в Брешии была представлена обновлённая версия оперы. На этот раз опера имела триумфальный успех и быстро завоевала международную аудиторию. Буэнос-Айрес, Лондон, Вашингтон, Нью-Йорк и Сидней – опера с триумфом шествовала по всему мир, каждый город поддавался пленительным чарам Мадам Баттерфляй.
В настоящее время, в постановке Гран Театро Ла Фениче в Венеции первоначальной двухактной версии оперы, «Мадам Баттерфляй» продолжает удерживать нас «железной хваткой», не только потому, что завораживает аудиторию проблесками часто неправильно понимаемой культуры, но также из-за того, что опера раскрывает нам самих себя.